керамика узбексих мастеров |
![]() |
новости узбекская керамика галерея керамики мастера узбекские ссылки
Вехи истории.История и современность, прошлое и настоящее неразрывны, они составляют связующую нить, на которую, словно жемчужины, нанизаны события минувших эпох. Из поколения в поколение передаются рассказы и мифы, традиции и обычаи, документальные свидетельства о событиях прошлого. Каждая эпоха оставляет памятники материальной и художественной культуры в виде руин былых городов и произведений искусства. Все это составляет основу народной памяти, ее исторического достояния. Узбекистан _ страна древней цивилизации. На территории его сохранились тысячи памятников археологии и архитектуры, в фондах научных центров и музеев хранится большое количество рукописей и предметов, свидетельствующих о самобытной и многовековой истории края.
Из забвения возвращаются и восстановливаются имена десятков выдающихся личностей _ государственных деятелей, ученых-мыслителей прошлого. Большое значение в формировании национального самосознания, исторической культуры народа имеют ставшие традицией празднования знаменательных дат. Только за последние годы широко отмечались 2500-летие всемирно известных городов Бухары и Хивы, 660-летие выдающегося государственного деятеля Амира Темура, юбилеи крупнейших ученых-мыслителей Ахмада аль Фергани, Имама аль Бухари, Бахауддина Накшбанди, Улугбека, Навои и многих других. Все эти торжества, прошедшие под эгидой ЮНЕСКО, получили широкий международный резонанс и каждый из них стал ярким свидетельством того весомого вклада, который внесли наши предки в сокровищницу мировой культуры. Узбекистан, занимая центральную часть Средней Азии, был и остается центром важнейших исторических событий. Поэтому, касаясь истории его народа, рассматривая события и изучая памятники прошлого, невозможно остаться в рамках современных географическо -административных границ. Ибо в эпоху древности и средневековья территория современного Узбекистана полностью или частично входила или же объединяла соседние области в единые историко-культурные регионы, государственные объединения. Вследствие чего исторические судьбы народов центральноазиатского региона издревле тесно переплетены, составляя единое историческое поле от Китая до Индии. Вместе с тем, нельзя ставить знака равенства между историей народа и историей его современного наименования. Ибо аксиомой является то, что история народа древнее истории его современного названия. И естественно, история узбекского народа начинается не со времен появления термина «узбеки», а с древнейших периодов истории человеческого общества на данной территории. Территория современной Республики Узбекистан является одним из очагов активного расселения первобытного человека. Следы его обитания в виде примитивных орудий труда, жилищ и временных стоянок зафиксированы в различных зонах, начиная с горных урочищ и до песков Кызылкум.
Местами своего обитания первобытный человек выбирал горные склоны, долины рек, равнинные зоны, используя для жилья гроты и пещеры, скальные навесы, где имелся подручный материал для устройства временных стоянок и в изобилии водились звери, птицы и рыба. Для изготовления орудий труда применялись преимущественно распространенные в данной местности первичные материалы: гальки магматических пород зеленого или серого цвета, иногда кварциты, окремненный известняк и яшмовидные породы. По технике обработки каменных орудий труда и их типологии эпоху палеолита разделяют на несколько крупных культурных периодов. Ш е л ь с к и й п е р и о д представлен в основном крупными рубилами, обработанными с двух сторон путем сколов, один конец которого имел вид острия. Рубило _ единственно четко выраженная форма крупных орудий того времени _ несомненно, было универсальным по своему назначению. Следующим крупным периодом материальной культуры первобытной эпохи является а ш е л ь с к и й (700-500 _ 150 тыс. до н. э.). Совершенствовалась техника изготовления орудий труда, произошли важные перемены в образе жизни древнего человека. Крупным памятником ашельского периода на территории Узбекистана является
пещера Селенгур. Здесь, наряду с многочисленными орудиями труда, были
обнаружены костные останки древнего человека, который получил в науке
название «Ферганатроп». Десятки орудий труда ашельского периода найдены
на стоянке Кульбулак в долине реки Ахангаран.
Эпоха позднего палеолита (40-35 _ 12-10 тыс. до н.э.) характеризуется формированием современного человека (кроманьонца). Памятники этого периода в большом количестве представлены в сурхандарьинском, Самаркандском, Ташкентском вилоятах. Совершенствовались типы и формы орудий труда. Наряду с камнем используются кости животных и дерево. В местах обитания появляются мастерские по изготовлению орудий труда. Человек, переходя на оседлый образ жизни, более дифференцированно относится к хозяйственной деятельности (охота, собирательство, домашнее хозяйство) На основе разделения труда изменяются и родовые отношения, формируется патриархат. Наряду с хозяйственной деятельностью человек начинал заниматься умственной _ появляются первые образцы художественного ремесла (женские фигурки, различные украшения) и изобразительного искусства (наскальные росписи). Для выделения особенностей хозяйственной деятельности и образа жизни человека мустьерского времени принципиальное значение имеют Самаркандская верхнепалеолитическая стоянка, стоянка Акташ и находки Кульбулака в Ташкентском вилояте. В эпоху мезолита началось формирование первобытного изобразительного искусства.Время 6-4 тыс. до н.э. _ период неолита, или нового каменного века. Человек переходит к более совершенной технике изготовления орудий труда _ шлифованию. Широко распространяются и такие приемы обработки камня, как пиление и сверление. Совершенствуются лук и стрелы. Огромное значение в развитии культуры имело изобретение формовки и обжига глины. Началось изготовление керамики. Стала выделяться парная семья, которая постепенно становилась начальной экономической ячейкой общества.
В эту эпоху на территории Хорезма и Бухарского оазиса формируется своеобразная культура охотников и рыбаков, известная под названием кельтеминарской. Многочисленные стоянки их разбросаны по большой территории. Самый крупный из исследованных памятников кельтеминарской культуры _ стоянка Джанбас-4. Здесь вскрыты остатки крупного (300 м2) жилища шалашного типа, в котором проживало несколько родственных семейных групп, составляющих родовую общину. Южная часть Узбекистана в это же время была занята гиссарской культурой. Памятники эпохи неолита переходного периода от эпохи камня к эпохе бронзы выявлены еще недостаточно. Следующий исторический период 3 _ начало 1 тыс. до н.э. приходится на эпоху бронзы. Человек изобрел и освоил способ получения бронзы _ более твердого металла, нежели медь. Бронза благодаря своим качествам быстро нашла применение во всех сферах деятельности человека и в быту. В большом ассортименте найдены бронзовые ножи и кинжалы, орудия труда и предметы косметики, бытовой утвари, скульптурные фигурки и орнаментальные печати. Охота и рыболовство постепенно теряют первоначальное значение, шире используется труд домашних животных. Основной сферой хозяйственной деятельности человека становится отгонное скотоводство и земледелие _ изначально на естественном, а постепенно и искусственном орошении. На юге Узбекистана выявлено три локальных центра древнеземледельческой культуры эпохи бронзы. Эти центры во 2-м тыс. до н.э. сложились вокруг бассейнов реки Шерабад, саев Кызылсу и Бандыхан.
К северо-востоку от Шерабадского оазиса находится Бандыханский оазис _ второй локальный центр древнеземледельческой культуры. Третьим центром древнеземледельческой культуры юга Узбекистана является Шурчинский оазис _ поселение Миршаде, поселение и могильник Моллали, которые дают основание говорить о высоком уровне развития хозяйства и ремесла, и выделить комплекс как самостоятельную сапаллинскую культуру. На территории Хорезма существовала самобытная Тазабагъябская культура, основанная на высокоразвитой системе искусственного орошения. Носители культуры Тазабагъяба, наряду с земледелием, занимались скотоводством. К эпохе поздней бронзы _ раннего железа в Хорезме относятся Суюрганская (конец 2-го тыс. до н.э.) и Амирабадская (нач. 1-го тыс. до н. э.) культуры. Племена Суюрганской культуры жили в шалашах, изготавливали расписную керамику, занимались скотоводством, охотой и земледелием.
Памятники этой культуры обнаружены на территории Хорезма, Бухарском вилояте, в Ташкентском оазисе, Ургутском тумане Самаркандского вилоята. На территории Узбекистана уже в первой четверти 2-го тыс. до н.э. формируется и развивается высокая земледельческая культура, основанная на использовании естественного и искусственного орошения. Размеры поселений, выделение отдельных погребальных комплексов, большое количество находок керамики и характер расселения жителей поселков _ все это характеризует данную эпоху как время социально -профессионального расслоения общества, более четкого разделения труда. Именно в этот период появляется пашенное земледелие, что предполагало более интенсивное использование тяговой силы домашних животных. Древнеземледельческая культура Узбекистана эпохи бронзы, длившаяся более тысячелетия, стала плодотворной базой для формирования и развития урбанизированных культур последующих эпох. Первая половина 1-го тыс. до н.э. _ период дальнейшего развития древнего общества, образования классов и ранних государств. Это период открытия железа. Распространение железа в огромной степени повлияло на дальнейший процесс человеческого развития. С 1-го тыс. до н.э. и до настоящего времени железо остается основой материальной культуры человечества. Общедоступность и дешевизна железа, а после открытия способов обуглероживания (т.е. получения стали) _ и более высокие механические качества, обеспечили быстрое вытеснение им бронзы, а также камня, который как материал для изготовления орудий в бронзовом веке, да и на первых этапах эпохи железа не был окончательно вытеснен. С переходом к металлургии железа и развитием других технических усовершенствований
значительно расширились возможности роста производительности труда в различных
отраслях хозяйства, особенно в сельском; увеличились площади пашенного
земледелия, совершенствуется система оросительных каналов и водоподъемных
сооружений (канал и плотина в Бандыханском оазисе), ускоряется развитие
ремесел, в особенности кузнечного и оружейного, обработки камня и дерева,
рудничного дела. Облегчается сооружение дорог и строительство зданий.
Шире развивается обмен: к середине 1-го тыс. до н.э. распространяется
как средство обращения металлическая монета.
Бактрийская сатрапия, согласно Бехистунской надписи и «Истории» Геродота, занимала особое место в Ахеменидской империи _ сатрапом назначался кто-либо из членов правящей династии. Бактрийское войско участвовало в важнейших походах ахеменидских царей как наиболее храброе и хорошо обученное. Бактрия являлась и одной из богатейших областей, платившая дань золотом и драгоценными камнями. Вероятнее всего в одну сатрапию с Бактрией входил и Согд, тесно связанный с ней культурно и экономически. Главные линии общественного прогресса, как и прежде, протекали в плодородных долинах рек. Примерами крупных центров эпохи раннего железа служат городища Бандыхан, Кучуктепа,Талашкан, Кызылтепа, Чирик-рабат и другие крупные, хорошо укрепленные поселения с обособленной цитаделью-крепостью. Основным строительным материалом служили пахсовые блоки и крупные сырцовые кирпичи. Кроме того крупными центрами земледельческих оазисов в Ферганской долине были Чустское поселение, городища Дальварзинтепа, Ашкалтепа, Эйлатан и другие. В зонах древнего земледелия Хорезма формируются крупные города и поселения типа Кюзелиир, Калалиир и Дингильджи. Вокруг них на основе высокоразвитой системы искусственного орошения осваиваются огромные посевные площади. Памятники древнего земледелия зафиксированы в оазисах Кашкадарьинского, Ташкентского, Бухарского и Самаркандского вилоятах. Конец 2 _ начало 1-го тысячелетия до н.э. характеризуется окончательным распадом первобытнообщинного строя, началом формирования крупных территориально-политических объединений, ставших прообразом первых государственных образований. Древние государства . К началу 1-го тыс. до н.э. на территории Узбекистана
начался процесс формирования территориально-племенных объединений.
Александр в конце 330 г. до н.э. вступил со своими войсками в Бактрию, и захватил ее столицу _ город Бактры. Передовые части армии Александра встретили решительное и длительное сопротивление объединенных военных сил бактрийцев и согдийцев под предводительством талантливого военачальника согдийца Спитамена. В ходе сражений Александру Македонскому удается проникнуть в глубь территории правобережной Амударьи и завладеть столицей Согда _ древним Самаркандом. Борьбу населения Бактрии и Согда против греко-македонских завоевателей активно поддержали кочевые племена саков и массагетов, стремительные набеги которых наносили ощутимый урон армии Александра Македонского. В целях защиты своих войск от ударов кочевников македонский царь возвел на берегу Сырдарьи в районе современного города Ходженда сильно укрепленную крепость и назвал ее Александрия Эсхата (крайняя, дальняя). Александр Макендонский, встретивший столь упорное сопротивление народных масс, был вынужден искать поддержку у местной знати, идти на различные политические уловки, компромиссы.
Население многих захваченных городов и крепостей продолжали свою борьбу против завоевателей и Александру Македонскому приходилось повторно брать их осадой, как например Самарканд. Летом 327 года до н.э. ему наконец удалось установить свою номинальную власть в Бактрии и Согде. Греко-македонские войска принесли в Согд, Бактрию и частично Хорезм, который оставался в стороне от арены основных военных действий, тяжкие испытания, гибель и пожарища их народам и некогда цветущим городам, селениям. Жестокая и изнурительная война с завоевателями в значительной мере подорвала производительные силы и в целом экономику, торговлю, культурную жизнь Бактрии, Согда и Хорезма.
На развалинах македонской державы стали вырисовываться контуры новых государственных объединений. В 312 г. до н.э. образуется крупная династия Селевкидов. Бактрия и Согд, по всей вероятности, вошли в ее состав в 306 или 305 г. до н.э. При Селевкидах несколько расширилась самостоятельность входивших в ее состав сатрапий. К примеру, в Бактрии чеканились монеты от имени двух государей Селевка и Антиоха. Значительно оживилась и экономика в этих регионах, восстанавливаются города и населенные пункты, развиваются торговля и ремесло. В результате ряда антиселевкидских выступлений, бактрийский сатрап Диодот в 250 г. до н.э. объявил себя независимым правителем. Это положило начало образованию нового Греко-Бактрийского царства, основанного на местном самоуправлении. Во второй половине 2 в. до н.э. после разгрома Греко-Бактрии тохарами-юечжами
образовалось независимое объединение _ юечжей. В него вошли Северная Бактрия
(совр. Сурхандарьинский вилоят и Южный Таджикистан). Юечжи вели полукочевой
образ жизни, в то время как коренное население занималось оседлым земледелием.
Юечжи не имели централизованной власти и не обладали единым правителем.
Вскоре государство юечжей распалось на пять самостоятельных княжеских
владений, которые просуществовали около ста лет. В 1 в. до н. э. среди
этих владений наиболее влиятельным становится Кушанское.
Одним из крупных торговых и культурных центров кушанского царства становится город Термез. Его территория обводится мощной оборонительной стеной. В округе Термеза возводятся буддийские культовые комплексы (Каратепа, Чингизтепа, Фаязтепа, Зурмала и др.). Значительными центрами городской культуры и торговли стали Дальварзинтепа, Халчаян, Зартепа, Кампыртепа, Ер-курган, Айртам и др. Благодаря проведению политики широкой веротерпимости в художественной и материальной культуре эпохи кушан произошел уникальный синтез местных традиций с традициями эллинистической, индийской и кочевнической культур. Наследие этого явления представлено прекрасными образцами глиняной скульптуры из Халчаяна, каменными скульптурами фриза Айртама, настенными росписями Фаязтепа, золотыми ювелирными изделиями Дальварзинтепа и многими другими памятниками и находками.
Главное содержание и смысл избранного пути _ это переход к нормальному, цивилизованному развитию эволюционным путем без псевдореволюционных скачков, трагических последствий и сильных социальных потрясений. Собственный путь достижения подлинной независимости Узбекистана разработан с учетом специфических условий развития республики. Прежде всего он исходит из национально-исторического уклада жизни населения, образа мышления, народных традиций и обычаев. При выработке и реализации внутренней и внешней политики важную роль играет учет религиозного "исламского фактора". Он проявляется и в укладе жизни, психологии людей, формировании духовно-нравственных ценностей, и в стремлении к сближению с народами, исповедующими эту религию. Одна из важнейших особенностей _ специфическая демографическая ситуация в республике. Ей свойственны ежегодные высокие темпы прироста населения и трудовых ресурсов. Отличительная черта Узбекистана _ своеобразие его национального состава. В этнической структуре доминирующее положение занимает коренное население. В то же время на территории республики проживают представители более ста национальностей. Национально-культурное многообразие Узбекистана в тесном сочетании с ростом национального самосознания и духовного возрождения служат мощным импульсом обновления общества, его открытости и создают благоприятные условия для интеграции республики в мировое сообщество. 11.08.2006 керамика узбексих мастеров. керамика узбекистана.
|