керамика узбексих мастеров

новости   узбекская керамика   галерея керамики   мастера   узбекские ссылки




Вехи истории.


История и современность, прошлое и настоящее неразрывны, они составляют связующую нить, на которую, словно жемчужины, нанизаны события минувших эпох. Из поколения в поколение передаются рассказы и мифы, традиции и обычаи, документальные свидетельства о событиях прошлого. Каждая эпоха оставляет памятники материальной и художественной культуры в виде руин былых городов и произведений искусства. Все это составляет основу народной памяти, ее исторического достояния.

Узбекистан _ страна древней цивилизации. На территории его сохранились тысячи памятников археологии и архитектуры, в фондах научных центров и музеев хранится большое количество рукописей и предметов, свидетельствующих о самобытной и многовековой истории края.

В последние годы коренным образом изменилось отношение к прошлому, к национальной истории, исконно духовным ценностям и традициям. Началось более углубленное, объективное, основанное на первоисточниках, изучение истории народа Узбекистана. Возрождаются народные праздники и обряды, в полной мере обеспечивается свобода вероисповедания, оздоравливается национальное самосознание и достоинство народов, проживающих в Узбекистане.

Из забвения возвращаются и восстановливаются имена десятков выдающихся личностей _ государственных деятелей, ученых-мыслителей прошлого.

Большое значение в формировании национального самосознания, исторической культуры народа имеют ставшие традицией празднования знаменательных дат. Только за последние годы широко отмечались 2500-летие всемирно известных городов Бухары и Хивы, 660-летие выдающегося государственного деятеля Амира Темура, юбилеи крупнейших ученых-мыслителей Ахмада аль Фергани, Имама аль Бухари, Бахауддина Накшбанди, Улугбека, Навои и многих других. Все эти торжества, прошедшие под эгидой ЮНЕСКО, получили широкий международный резонанс и каждый из них стал ярким свидетельством того весомого вклада, который внесли наши предки в сокровищницу мировой культуры.

Узбекистан, занимая центральную часть Средней Азии, был и остается центром важнейших исторических событий. Поэтому, касаясь истории его народа, рассматривая события и изучая памятники прошлого, невозможно остаться в рамках современных географическо -административных границ. Ибо в эпоху древности и средневековья территория современного Узбекистана полностью или частично входила или же объединяла соседние области в единые историко-культурные регионы, государственные объединения. Вследствие чего исторические судьбы народов центральноазиатского региона издревле тесно переплетены, составляя единое историческое поле от Китая до Индии.

Вместе с тем, нельзя ставить знака равенства между историей народа и историей его современного наименования. Ибо аксиомой является то, что история народа древнее истории его современного названия. И естественно, история узбекского народа начинается не со времен появления термина «узбеки», а с древнейших периодов истории человеческого общества на данной территории.

Территория современной Республики Узбекистан является одним из очагов активного расселения первобытного человека. Следы его обитания в виде примитивных орудий труда, жилищ и временных стоянок зафиксированы в различных зонах, начиная с горных урочищ и до песков Кызылкум.

Природные условия и благоприятная экологическая среда среднеазиатского региона стали важнейшими предпосылками для возникновения здесь первых жилищ древнего человека и развития первобытнообщинного строя.

Местами своего обитания первобытный человек выбирал горные склоны, долины рек, равнинные зоны, используя для жилья гроты и пещеры, скальные навесы, где имелся подручный материал для устройства временных стоянок и в изобилии водились звери, птицы и рыба.

Для изготовления орудий труда применялись преимущественно распространенные в данной местности первичные материалы: гальки магматических пород зеленого или серого цвета, иногда кварциты, окремненный известняк и яшмовидные породы.

По технике обработки каменных орудий труда и их типологии эпоху палеолита разделяют на несколько крупных культурных периодов.

Ш е л ь с к и й п е р и о д представлен в основном крупными рубилами, обработанными с двух сторон путем сколов, один конец которого имел вид острия. Рубило _ единственно четко выраженная форма крупных орудий того времени _ несомненно, было универсальным по своему назначению.

Следующим крупным периодом материальной культуры первобытной эпохи является а ш е л ь с к и й (700-500 _ 150 тыс. до н. э.). Совершенствовалась техника изготовления орудий труда, произошли важные перемены в образе жизни древнего человека.

Крупным памятником ашельского периода на территории Узбекистана является пещера Селенгур. Здесь, наряду с многочисленными орудиями труда, были обнаружены костные останки древнего человека, который получил в науке название «Ферганатроп». Десятки орудий труда ашельского периода найдены на стоянке Кульбулак в долине реки Ахангаран.

Классическим памятником мустьерской культуры является открытый в 1938 г. грот Тешикташ в Сурхандарьинском вилояте. Кроме остатков костров, костей животных, орудий труда, здесь обнаружено захоронение неандертальского мальчика. Погребение было сделано в яме, вокруг которой поставлены рога горного козла, что свидетельствует о зарождении форм духовной жизни, а возможно и религиозных представлений.

Эпоха позднего палеолита (40-35 _ 12-10 тыс. до н.э.) характеризуется формированием современного человека (кроманьонца). Памятники этого периода в большом количестве представлены в сурхандарьинском, Самаркандском, Ташкентском вилоятах. Совершенствовались типы и формы орудий труда. Наряду с камнем используются кости животных и дерево. В местах обитания появляются мастерские по изготовлению орудий труда. Человек, переходя на оседлый образ жизни, более дифференцированно относится к хозяйственной деятельности (охота, собирательство, домашнее хозяйство) На основе разделения труда изменяются и родовые отношения, формируется патриархат. Наряду с хозяйственной деятельностью человек начинал заниматься умственной _ появляются первые образцы художественного ремесла (женские фигурки, различные украшения) и изобразительного искусства (наскальные росписи).

Для выделения особенностей хозяйственной деятельности и образа жизни человека мустьерского времени принципиальное значение имеют Самаркандская верхнепалеолитическая стоянка, стоянка Акташ и находки Кульбулака в Ташкентском вилояте.

В эпоху мезолита началось формирование первобытного изобразительного искусства.

Время 6-4 тыс. до н.э. _ период неолита, или нового каменного века. Человек переходит к более совершенной технике изготовления орудий труда _ шлифованию. Широко распространяются и такие приемы обработки камня, как пиление и сверление. Совершенствуются лук и стрелы. Огромное значение в развитии культуры имело изобретение формовки и обжига глины. Началось изготовление керамики. Стала выделяться парная семья, которая постепенно становилась начальной экономической ячейкой общества.

Принципиально важным для данной эпохи является и начало строительства наземных жилищ из глины, возведение шалашей и устройство землянок. В южных зонах Средней Азии люди плотными многочисленными группами стали расселяться вдоль водных бассейнов, формируя прототипы сельских поселений.

В эту эпоху на территории Хорезма и Бухарского оазиса формируется своеобразная культура охотников и рыбаков, известная под названием кельтеминарской. Многочисленные стоянки их разбросаны по большой территории. Самый крупный из исследованных памятников кельтеминарской культуры _ стоянка Джанбас-4. Здесь вскрыты остатки крупного (300 м2) жилища шалашного типа, в котором проживало несколько родственных семейных групп, составляющих родовую общину.

Южная часть Узбекистана в это же время была занята гиссарской культурой. Памятники эпохи неолита переходного периода от эпохи камня к эпохе бронзы выявлены еще недостаточно. Следующий исторический период 3 _ начало 1 тыс. до н.э. приходится на эпоху бронзы. Человек изобрел и освоил способ получения бронзы _ более твердого металла, нежели медь. Бронза благодаря своим качествам быстро нашла применение во всех сферах деятельности человека и в быту. В большом ассортименте найдены бронзовые ножи и кинжалы, орудия труда и предметы косметики, бытовой утвари, скульптурные фигурки и орнаментальные печати. Охота и рыболовство постепенно теряют первоначальное значение, шире используется труд домашних животных. Основной сферой хозяйственной деятельности человека становится отгонное скотоводство и земледелие _ изначально на естественном, а постепенно и искусственном орошении. На юге Узбекистана выявлено три локальных центра древнеземледельческой культуры эпохи бронзы. Эти центры во 2-м тыс. до н.э. сложились вокруг бассейнов реки Шерабад, саев Кызылсу и Бандыхан.

Поселение Сапаллитепа представляет собой крупный центр большой сельской округи, в центральной части которого возведена квадратная в плане крепость, со сложной планировочной структурой. Внутри крепости размещались жилые, хозяйственные, ремесленные, культовые строения, составлявшие своеобразные кварталы, разделенные улицами. В строительстве широко используется кирпич стандартной формовки. Основным занятием жителей Сапаллитепа было земледелие, основанное на примитивном искусственном орошении, с подсобной ролью скотоводства и охоты. Характерно, что бытовая и культовая посуда из глины изготавливалась и обжигалась в керамической мастерской здесь же, на территории крепости.

К северо-востоку от Шерабадского оазиса находится Бандыханский оазис _ второй локальный центр древнеземледельческой культуры.

Третьим центром древнеземледельческой культуры юга Узбекистана является Шурчинский оазис _ поселение Миршаде, поселение и могильник Моллали, которые дают основание говорить о высоком уровне развития хозяйства и ремесла, и выделить комплекс как самостоятельную сапаллинскую культуру.

На территории Хорезма существовала самобытная Тазабагъябская культура, основанная на высокоразвитой системе искусственного орошения. Носители культуры Тазабагъяба, наряду с земледелием, занимались скотоводством.

К эпохе поздней бронзы _ раннего железа в Хорезме относятся Суюрганская (конец 2-го тыс. до н.э.) и Амирабадская (нач. 1-го тыс. до н. э.) культуры. Племена Суюрганской культуры жили в шалашах, изготавливали расписную керамику, занимались скотоводством, охотой и земледелием.

В низовьях Зеравшана на позднем этапе эпохи бронзы формируется культура Заманбаба , близкая по своим характеристикам Андроновской культуре.

Памятники этой культуры обнаружены на территории Хорезма, Бухарском вилояте, в Ташкентском оазисе, Ургутском тумане Самаркандского вилоята.

На территории Узбекистана уже в первой четверти 2-го тыс. до н.э. формируется и развивается высокая земледельческая культура, основанная на использовании естественного и искусственного орошения. Размеры поселений, выделение отдельных погребальных комплексов, большое количество находок керамики и характер расселения жителей поселков _ все это характеризует данную эпоху как время социально -профессионального расслоения общества, более четкого разделения труда. Именно в этот период появляется пашенное земледелие, что предполагало более интенсивное использование тяговой силы домашних животных. Древнеземледельческая культура Узбекистана эпохи бронзы, длившаяся более тысячелетия, стала плодотворной базой для формирования и развития урбанизированных культур последующих эпох.

Первая половина 1-го тыс. до н.э. _ период дальнейшего развития древнего общества, образования классов и ранних государств. Это период открытия железа. Распространение железа в огромной степени повлияло на дальнейший процесс человеческого развития. С 1-го тыс. до н.э. и до настоящего времени железо остается основой материальной культуры человечества. Общедоступность и дешевизна железа, а после открытия способов обуглероживания (т.е. получения стали) _ и более высокие механические качества, обеспечили быстрое вытеснение им бронзы, а также камня, который как материал для изготовления орудий в бронзовом веке, да и на первых этапах эпохи железа не был окончательно вытеснен.

С переходом к металлургии железа и развитием других технических усовершенствований значительно расширились возможности роста производительности труда в различных отраслях хозяйства, особенно в сельском; увеличились площади пашенного земледелия, совершенствуется система оросительных каналов и водоподъемных сооружений (канал и плотина в Бандыханском оазисе), ускоряется развитие ремесел, в особенности кузнечного и оружейного, обработки камня и дерева, рудничного дела. Облегчается сооружение дорог и строительство зданий. Шире развивается обмен: к середине 1-го тыс. до н.э. распространяется как средство обращения металлическая монета.

Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. древние области Бактрия, Хорезм, Согд были завоеваны ахеменидскими царями и вошли в состав их огромной империи в качестве восточных владений (сатрапий).

Бактрийская сатрапия, согласно Бехистунской надписи и «Истории» Геродота, занимала особое место в Ахеменидской империи _ сатрапом назначался кто-либо из членов правящей династии. Бактрийское войско участвовало в важнейших походах ахеменидских царей как наиболее храброе и хорошо обученное. Бактрия являлась и одной из богатейших областей, платившая дань золотом и драгоценными камнями. Вероятнее всего в одну сатрапию с Бактрией входил и Согд, тесно связанный с ней культурно и экономически.

Главные линии общественного прогресса, как и прежде, протекали в плодородных долинах рек. Примерами крупных центров эпохи раннего железа служат городища Бандыхан, Кучуктепа,Талашкан, Кызылтепа, Чирик-рабат и другие крупные, хорошо укрепленные поселения с обособленной цитаделью-крепостью. Основным строительным материалом служили пахсовые блоки и крупные сырцовые кирпичи. Кроме того крупными центрами земледельческих оазисов в Ферганской долине были Чустское поселение, городища Дальварзинтепа, Ашкалтепа, Эйлатан и другие. В зонах древнего земледелия Хорезма формируются крупные города и поселения типа Кюзелиир, Калалиир и Дингильджи. Вокруг них на основе высокоразвитой системы искусственного орошения осваиваются огромные посевные площади. Памятники древнего земледелия зафиксированы в оазисах Кашкадарьинского, Ташкентского, Бухарского и Самаркандского вилоятах.

Конец 2 _ начало 1-го тысячелетия до н.э. характеризуется окончательным распадом первобытнообщинного строя, началом формирования крупных территориально-политических объединений, ставших прообразом первых государственных образований.

Древние государства . К началу 1-го тыс. до н.э. на территории Узбекистана начался процесс формирования территориально-племенных объединений.
Значительного подъема в этот период достигли градостроительство, фортификационное искусство, архитектура и различные ремесла. Значительно расширились торгово-экономические связи не только с соседними областями, но и с сопредельными государствами. Именно в эту эпоху начинают прокладываться первые нити караванных дорог, которые в последующем станут главными артериями Великого шелкового пути.

В 4 в. до н.э. на арену мировой истории выходит новое государственное образование _ Империя Александра Македонского.

Александр в конце 330 г. до н.э. вступил со своими войсками в Бактрию, и захватил ее столицу _ город Бактры. Передовые части армии Александра встретили решительное и длительное сопротивление объединенных военных сил бактрийцев и согдийцев под предводительством талантливого военачальника согдийца Спитамена. В ходе сражений Александру Македонскому удается проникнуть в глубь территории правобережной Амударьи и завладеть столицей Согда _ древним Самаркандом. Борьбу населения Бактрии и Согда против греко-македонских завоевателей активно поддержали кочевые племена саков и массагетов, стремительные набеги которых наносили ощутимый урон армии Александра Македонского. В целях защиты своих войск от ударов кочевников македонский царь возвел на берегу Сырдарьи в районе современного города Ходженда сильно укрепленную крепость и назвал ее Александрия Эсхата (крайняя, дальняя).

Александр Макендонский, встретивший столь упорное сопротивление народных масс, был вынужден искать поддержку у местной знати, идти на различные политические уловки, компромиссы.

Это ему частично удается. В конце 328 г. до н.э. путем подкупа местной аристократии, военной хитрости и предательства ему удалось подавить восстания в Бактрии и Согде, Спитамен был убит.

Население многих захваченных городов и крепостей продолжали свою борьбу против завоевателей и Александру Македонскому приходилось повторно брать их осадой, как например Самарканд. Летом 327 года до н.э. ему наконец удалось установить свою номинальную власть в Бактрии и Согде.

Греко-македонские войска принесли в Согд, Бактрию и частично Хорезм, который оставался в стороне от арены основных военных действий, тяжкие испытания, гибель и пожарища их народам и некогда цветущим городам, селениям. Жестокая и изнурительная война с завоевателями в значительной мере подорвала производительные силы и в целом экономику, торговлю, культурную жизнь Бактрии, Согда и Хорезма.

По тропам кровавой войны следовали греческие и македонские купцы, находки греческих монет свидетельствуют об оживлении торговых отношений с областями Среднеазиатского Двуречья. Но эти факты представляли собой всего лишь временную потенциальную возможность. Уже сразу после смерти Александра 13 июня 323 г. до н.э. дальнейшее развитие этих областей пошло по пути неуклонного стремления к достижению политической независимости.

На развалинах македонской державы стали вырисовываться контуры новых государственных объединений.

В 312 г. до н.э. образуется крупная династия Селевкидов. Бактрия и Согд, по всей вероятности, вошли в ее состав в 306 или 305 г. до н.э. При Селевкидах несколько расширилась самостоятельность входивших в ее состав сатрапий. К примеру, в Бактрии чеканились монеты от имени двух государей Селевка и Антиоха. Значительно оживилась и экономика в этих регионах, восстанавливаются города и населенные пункты, развиваются торговля и ремесло.

В результате ряда антиселевкидских выступлений, бактрийский сатрап Диодот в 250 г. до н.э. объявил себя независимым правителем. Это положило начало образованию нового Греко-Бактрийского царства, основанного на местном самоуправлении.

Во второй половине 2 в. до н.э. после разгрома Греко-Бактрии тохарами-юечжами образовалось независимое объединение _ юечжей. В него вошли Северная Бактрия (совр. Сурхандарьинский вилоят и Южный Таджикистан). Юечжи вели полукочевой образ жизни, в то время как коренное население занималось оседлым земледелием. Юечжи не имели централизованной власти и не обладали единым правителем. Вскоре государство юечжей распалось на пять самостоятельных княжеских владений, которые просуществовали около ста лет. В 1 в. до н. э. среди этих владений наиболее влиятельным становится Кушанское.

Наивысшего расцвета Кушанское царство достигло в конце 1 _ начале 2 в. н.э., когда в его состав входили Северная Индия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан и южные области Узбекистана. Наряду с Римской и Ханьской империями, оно превратилось в мировую державу. Наиболее известными правителями Кушан являлись Кадфиз II и Канишка. При последнем обострилось соперничество кушан с ханьским Китаем за обладание Восточным Туркестаном, через территорию которого пролегали важнейшие торговые пути. Значительным нововведением, осуществленным при Канишке, стало провозглашение бактрийского языка и письменности одним из официальных языков. С этого момента легенды на всех монетах последующих кушанских правителей даны на бактрийском, а не на греческом или индийском языках.

Одним из крупных торговых и культурных центров кушанского царства становится город Термез. Его территория обводится мощной оборонительной стеной. В округе Термеза возводятся буддийские культовые комплексы (Каратепа, Чингизтепа, Фаязтепа, Зурмала и др.). Значительными центрами городской культуры и торговли стали Дальварзинтепа, Халчаян, Зартепа, Кампыртепа, Ер-курган, Айртам и др. Благодаря проведению политики широкой веротерпимости в художественной и материальной культуре эпохи кушан произошел уникальный синтез местных традиций с традициями эллинистической, индийской и кочевнической культур. Наследие этого явления представлено прекрасными образцами глиняной скульптуры из Халчаяна, каменными скульптурами фриза Айртама, настенными росписями Фаязтепа, золотыми ювелирными изделиями Дальварзинтепа и многими другими памятниками и находками.

Достигнув независимости, Узбекистан избрал своеобразный и уникальный путь развития, сущность которого состоит в строительстве свободного гражданского общества, базирующегося на рыночных отношениях, создании достойных условий жизни для народа.

Главное содержание и смысл избранного пути _ это переход к нормальному, цивилизованному развитию эволюционным путем без псевдореволюционных скачков, трагических последствий и сильных социальных потрясений.

Собственный путь достижения подлинной независимости Узбекистана разработан с учетом специфических условий развития республики. Прежде всего он исходит из национально-исторического уклада жизни населения, образа мышления, народных традиций и обычаев. При выработке и реализации внутренней и внешней политики важную роль играет учет религиозного "исламского фактора". Он проявляется и в укладе жизни, психологии людей, формировании духовно-нравственных ценностей, и в стремлении к сближению с народами, исповедующими эту религию.

Одна из важнейших особенностей _ специфическая демографическая ситуация в республике. Ей свойственны ежегодные высокие темпы прироста населения и трудовых ресурсов.

Отличительная черта Узбекистана _ своеобразие его национального состава. В этнической структуре доминирующее положение занимает коренное население. В то же время на территории республики проживают представители более ста национальностей. Национально-культурное многообразие Узбекистана в тесном сочетании с ростом национального самосознания и духовного возрождения служат мощным импульсом обновления общества, его открытости и создают благоприятные условия для интеграции республики в мировое сообщество.



11.08.2006




керамика узбексих мастеров. керамика узбекистана.

Хостинг от uCoz