керамика узбексих мастеров |
![]() |
новости узбекская керамика галерея керамики мастера узбекские ссылки
Глиняная игрушка Узбекистана.![]() Изготовление глиняной игрушки было характерной Бухаро-самаркандской школы керамики. Игрушка имеет очень древние исторические и социальные корни. Наиболее известным центром является селение Уба близ города Вабкент, где к 1970-м годам продолжали работать такие искусные мастера как Фатхулло Сагдуллаев и Хамро-биби Рахимова. Продолжая многовековые традиции,эти мастера, в то же время обладали индивидуальными почерком, их игрушки были легко узнаваемы. Другим своеобразным центром изготовления игрушек было селение Касби, где в 1970-80-е годы работала одна мастерица Амбар-опа Саттарова, создавшая уникальные игрушки в виде птичек и животных на колесиках. Традиции такого типа игрушек восходят к древнейшим временам, о чем свидетельствуют археологические находки. Третьим центром изготовления игрушек является Денау, где братья уста Бадал и Расул Зухуровы наряду с изготовлением типичной для этой школы коричнево-желтой керамики с зеленоватыми подтеками, изготовляли игрушки-свистульки в виде фигурок птиц и животных, тулово которых покрывали светло-голубой глазурью. К середине 1980 - начала 1990-х годов отмечается изменение в изготовлении игрушек в указанных центрах, связанное в основном со сменой поколений. В связи со смертью Ф. Сагдуллаева прерывается традиция изготовления лепных фигурных украшений на керамических сосудах. Была прервана также и традиция изготовления своеобразных, неповторимых сагдуллаевских игрушек-свистулек, уникальные образцы которых сохранились лишь в собраниях музеев и частных коллекциях. ![]() Особый интерес представляют собой игрушки Зурухова Расупя из Денау. При небольшом круге тем они обладают своеобразием. Особенность игрушек Зухурова заключается в том, что в качестве стабильного элемента, повторяющегося во всех игрушках, выступает не только четвероногая конструкция со свистком но и морда животного, которая, по своему силуэту ближе всего к морде верблюда. В качестве мобильных элементов формы, придающих разнообразие игрушкам и представляющих возможность мастеру импровизировать, выступают детали расположенные на голове животных. Среднеазиатская игрушка - уникальное явление, сохранившееся в редких местах, в каждой местности она содержит в себе самобытные неповторимые особенности. Ее традиции - наследие древних народов. Несомненно, что народные игрушки, имеющие тысячелетнюю историю, способны жить в наше время - время резких социальных перемен, время промышленного производства. 5.08.2006 керамика узбексих мастеров. керамика узбекистана.
|