керамика узбексих мастеров |
![]() |
новости узбекская керамика галерея керамики мастера узбекские ссылки
Узбекисанская чеканка по меди.![]() фризы и каймовые полосы. Геометрический орнамент носит в основном вспомогательный характер. Зооморфные изображения, употреблявшиеся в стилизованном виде, встречаются редко. Это были в основном уже лишь изображения частей животных: чашми буль-буль (глаз солосвья), кучкорак (рога барана), пушти балык (рыбья чешуя) и др. В оформлении изделий - ручек, носиков - нередки объемно-пластические изображения животных и птиц в виде частей их тела, выполнявшихся литейщиками. Большое значение отводилось и астральным мотивам, а также каллигирафическим надписям. К концу XIX -началу XX веков в чеканке Ферганы , а затем и Бухарфы и Самарканда появляются изображения архитектурных памятников, в кокандской торевтике вводятся изображения образов фантастических существ. В XIX веке полностью складываются локальные школы художественные чеканки Узбкекистана. Своеобразие этих школ проявляется в принципах орнаментации, содержании мотивов узора, в формах и назначении изделий, а также в использровании тех или иных технических приемов. Техника, различаясь лишь по глубине чекана и употреблении разных приемов отделку узора, в целом повсюду была одинакова. Болеее глубокая гравировка носила название - кандакори, менее глубокая -чизма, кроме гравировки употреблялась прорезная чекана -шабака. Однако устойчивые местные художественные трацдиции диктовали приезжим мастерам свои требования, заставляя приспосабливаться к потребительским вкусам населения. Крупный и простой узор ташкентской чеканки XIX века выполнялся приемом "кандакори", фон оставался необработанным , изредка, оформлялся штриховкой. К началу XX века происходит снижение качества техники, чеканка становится менее глубокой.Ташкентский орнамент содержит различные формы шестиугольных полукруглых медальонов, многочисленные предметные узоры . Растительный орнамент Ташкента, повторяющий мотивы кокандских и самаркандских узоров, все же менее изыскан, укрупнен, освобожден от мелких деталей. 27.08.2006 керамика узбексих мастеров. керамика узбекистана.
|