керамика узбексих мастеров

новости   узбекская керамика   галерея керамики   мастера   узбекские ссылки




Узбекисанская чеканка по меди.


Узбекисанская чеканка по меди.Одним из древнейших видов прикладного искусства Узбекистана, уступающим по возрасту лишь художественной керамике, является искусство обработки металла, наиболее распространенным видом которого является чеканка по меди. Она превосходит другие виды ремесел и по числу уникальных образцов, памятников различных эпох, и по тематическому обилию мотивов.

фризы и каймовые полосы. Геометрический орнамент носит в основном вспомогательный характер. Зооморфные изображения, употреблявшиеся в стилизованном виде, встречаются редко. Это были в основном уже лишь изображения частей животных: чашми буль-буль (глаз солосвья), кучкорак (рога барана), пушти балык (рыбья чешуя) и др. В оформлении изделий - ручек, носиков - нередки объемно-пластические изображения животных и птиц в виде частей их тела, выполнявшихся литейщиками. Большое значение отводилось и астральным мотивам, а также каллигирафическим надписям. К концу XIX -началу XX веков в чеканке Ферганы , а затем и Бухарфы и Самарканда появляются изображения архитектурных памятников, в кокандской торевтике вводятся изображения образов фантастических существ.

В XIX веке полностью складываются локальные школы художественные чеканки Узбкекистана. Своеобразие этих школ проявляется в принципах орнаментации, содержании мотивов узора, в формах и назначении изделий, а также в использровании тех или иных технических приемов. Техника, различаясь лишь по глубине чекана и употреблении разных приемов отделку узора, в целом повсюду была одинакова. Болеее глубокая гравировка носила название - кандакори, менее глубокая -чизма, кроме гравировки употреблялась прорезная чекана -шабака.

Однако устойчивые местные художественные трацдиции диктовали приезжим мастерам свои требования, заставляя приспосабливаться к потребительским вкусам населения. Крупный и простой узор ташкентской чеканки XIX века выполнялся приемом "кандакори", фон оставался необработанным , изредка, оформлялся штриховкой.

К началу XX века происходит снижение качества техники, чеканка становится менее глубокой.Ташкентский орнамент содержит различные формы шестиугольных полукруглых медальонов, многочисленные предметные узоры . Растительный орнамент Ташкента, повторяющий мотивы кокандских и самаркандских узоров, все же менее изыскан, укрупнен, освобожден от мелких деталей.

27.08.2006




керамика узбексих мастеров. керамика узбекистана.

Хостинг от uCoz