керамика узбексих мастеров

новости   узбекская керамика   галерея керамики   мастера   узбекские ссылки




Золотое шитьё Узбекистана.


Золотое шитьё Узбекистана
О золотом шитье как сложившимся народном промысле впервые упоминается в 14 в. историком Клавихо, отмечавшем существование в городе Самарканде целого квартала золотошвеев. Золотошвейная одежда I-II-х веков, найденная археологами под Ташкентом и сведения арабских источников VIII в., указывают на существование этого ремесла на территории республики и в более ранний период.

В конце XIX - начале ХХ века центром золотошвейного промысла была Бухара. Из литературных источников известно, что во 2-й половине XIX в. в резиденции бухарского эмира Арке существовала большая придворная мастерская золотошвеев. А в начале ХХ века все значительные заказы выполняла подведомственная мастерская “Закатчи калон”. Кроме того в эти годы уже функционировало более 20-ти крупных частных мастерских. Самой известной среди них была мастерская усто Кори Хасанова. В ней трудились такие опытные мастера, как усто Мирза, усто Юсуф, Ходжа Асрор, Очилди, Бойджон, Абдусалим, Мирзо Шараф, Мирзо Акрам, Барот...

Небольших мастерских, часто ограниченных семейным кругом, было, очевидно значительно больше, чем зафиксировано в исторических хрониках.

Исторические материалы свидетельствуют о том, что золотошвейным ремеслом в этот период занимались, главным образом, мужчины. Но если заказов было слишком много, то в роли помощниц нередко выступали и женщины - близкие родственницы мастеров.

Золотшвейное ремесло Узбекистана.
Во главе ремесленной организации мастеров-золотошвеев стояли почтенные и влиятельные лица - бобо и аксакал. Бобо (буквально старец), главным образом, ведал вопросами религиозно-нравственного порядка. Полномочия аксакала были более широкие. Он был официальным должностным лицом и представителем цеха в отношениях с эмирским двором и администрацией эмирата, посредником при получении и распределении между мастерскими крупных заказов, улаживал конфликты, возникавшие между хозяином-мастером - усто и наемными рабочими-вышивальщиками - хальфа и учениками-шогирд и т.п...

Основным рынком сбыта золотошвейных изделий являлись народные гулянья “саиль”, которые устраивались в загородных дворцах эмира - Ширбудине и Ситора-и-Мохи-хоса.

Сохранились сведения, что золотые и серебрянные нити привозились из Индии, Ирана, начиная со второй половины XIX века они в основном стали привозиться из Москвы. “Калёбатун” - так называлась у бухарских золотошвеев и золотая и серебрянная нить. Для обозначения того или иного сорта, мастера добавляли определения “тилло” - для золотой нити, или “сафид” для серебрянной. Для получения золотой нити ее покрывали позолотой. Еще одной разновидностью нитей для золотого шитья являлось “золото” волоченное, известное под названием “сим” - проволочка, белая или позолоченная.

В послевоенный период возникает новый вид золотошвейных изделий крупных монументальных форм. К ним относились большие настенные панно с изобразительными мотивами из современной жизни, театральные занавеси. К созданию таких предметов обычно привлекались профессиональные художники. Они делали рисунок узоров и сюжетных композиций, определяли их расположение. Вследствии этого золотошвейное искусство обрело новое содержание, обогатилось новыми изобразительными мотивами и образами. Вместе с тем у этого явления были и свои негативные стороны : излишняя натуралистичность и иллюстративность изобразительного языка, известная дисгармония с условной природой традиционного орнаментального узора.

Продукция фабрики отражает три направления творческого поиска мастеров. Одно направление продолжает традиционную линию золотошвейного промысла, орнаментальный строй которого во многом насыщен мотивами и образами прошлого столетия. Оно нашло отражение в изделиях узбекского национального костюма. Второе направление продолжает творческий поиск по созданию уникальных монументальных пано и занавесей. Третье направление связано с выпуском вещей сувенирного характера, в которых декоративная функция выходит на первый план. Сюда относятся все возможные игольницы, футляры для очков, косметические сумочки и т.д...

9.09.2006




керамика узбексих мастеров. керамика узбекистана.

Хостинг от uCoz