керамика узбексих мастеров

новости   узбекская керамика   галерея керамики   мастера   узбекские ссылки




Керамика узбексих мастеров.


Керамическая посуда.Одним из наиболее древних, исключительно интересных видов прикладного искусства Узбекистана, сохранившим до наших дней отчетливую локализацию местных школ и традиций, является художественная керамика.

В основном мастера изготовляли столовую и хозяйственную посуду. Посуда узбекских мастеров делится на чашеобразную форму (коса) и кувшинообразную форму (куза), такое разделение объясняется специализацией мастеров. Гончар-косагарлик производил коса, шокоса,пиалы,ляганы, тавок, тогора, бадии и т.д.; кузагарлик выделывал кувшины и корчаги разной формы, емкости, назначения. По своим высоким технологическим и художественным качествам в конце XIX - начале ХХ в. ведущее место, безусловно, занимала риштанская керамика.

Мастера Риштана разрабатывали собственный стиль росписи, проникнутой лиризмом.

Художественным своеобразием отличались изделия и других керамических центров: Варданзи, Гиждувана, Каттакургана, Мадыра, Шахрисябза, Ташкента. Оно сказывалось в формообразующих элементах, в композиции узора, колорите, в излюбленных мотивах орнамента - и в общем эмоциональном настрое.

Довольно многочисленная продукция ташкентских кулолов, производившаяся в ХIХ в. и поступавшая, главным образом, на городской рынок и вывозившаяся в окрестные сельские районы, в не отличали высокие художественные качества. Правда, отдельные мастера в середине XIX в. производили красивые и качественные изделия, например, чинни. К концу XIX в. керамическое производство в Ташкенте сильно сократилось в объеме и ухудшилось по качеству в результате конкуренции фабричных изделий, поступавших из центральных районов России. Известны имена ташкентских керамистов - Мухаммад и Турап Миралиевых, уста Алим-ата Арифханова, Ташпулат Нурмухаммедова и др.

Хорезмские гончары в XIX-начале ХХ века занимались посудной керамикой и созданием элементов архитектурного декора. Эта традиция жива до сих пор. Декор хорезмской керамики, сдержан и благороден, в чем проявилась относительная замкнутость культурного развития этого региона.

В 1960-е годы наметился расцвет локальных керамических школ, представленных мастерами яркой творческой индивидуальности.

Начиная с 1970-х годов мастера Риштана восстановили основные традиционные формы изделий, и в настоящее время здесь изготовляют два типа керамической посуды : плоские (чаши, блюда и др.) и вытянутые вверх (кувшины; хумы и др).

В настоящее время в Риштане восстановлена технология изготовления ишкоровой глазури и все риштанские мастера используют её для оформления своих изделий.

Орнаментика включает небольшой круг мотивов - кувшин, четырехлистник, крестообразный крупный узор, звездчатые фигуры. Не очень разнообразна, но самобытна пластика форм изделий, представленных огромными ляганами (диаметр 0,5 м.), средними и плоскими блюдами хозяйственно-бытового назначения, блюдами с парными ушками.

Главная особенность керамики бухаро-самаркандской школы связана с технологическим фактором - использованием свинцовой глазури и зелено-желтых и коричневых красителей, во многом определявших характер образного звучания изделий. По своим формам изделия этой школы в 1990-х годах в основном развивают традиции предшествующих десятилетий.

Техника нанесения узоров в различных центрах бухаро-самаркандской школы носит специфический характер. Так мастера Гиждувана и Шахрисабза используют в основном роспись кистью, а мастера Ургута и Денау часто используют и гравированный орнамент.

Примеры фотографий узбекской нацианальной керамики Вы можете посмотреть в галерее керамики.


Другие статьи о декоративно-прикладном искусстве Узбекистана.

Rambler's Top100

Хостинг от uCoz